Педагогическая ситуации

Абитуриентам

Педагогическая ситуация № 1

 

Каждое утро, когда папа приводит мальчика (5 лет) в детский сад, ребёнок устраивает истерику «на пустом месте», прячется в личный шкафчик для одежды и сидит там, не желая выходить.

Папа относится к этому факту, как к проявлению характера, и попросту уходит, оставляя ребёнка в шкафу, и предупредив воспитателя.

Мама относится к сыну более требовательно, и при ней таких проявлений не бывает. Но мама не может приводить ребёнка в детский сад, потому что у неё слишком рано начинается рабочий день.

     Как быть? Ваши действия в данной ситуации и предложения.

 

Педагогическая ситуация № 2

 

Учитель  увлеченно, в приподнятом настроении приступил к объяснению нового материала. В классе тишина, учащиеся, настроившись на волну учителя,  внимательно слушают. И вдруг тишину обрывает пронзительный вскрик  мальчика.  Учитель, не разобравшись,  раздраженно,  на повышенных тонах отчитывает мальчика за дезорганизацию класса. Оказалось, что сосед уколол его булавкой.  Ребята  с любопытством ждут, что же будет дальше.

Ваши действия в данной ситуации и предложения.

 

Педагогическая ситуация № 3

Донецкий учитель В.Ф. Шаталов успешно обучает всех учеников независимо от способностей и домашних условий. Секрет своих успехов Виктор Федорович выражает словами: «Ученик должен учиться победно!» Что играет решающую роль в достижении высоких школьных успехов его учеников?

1. Хорошая наследственность.

2. Благоприятная среда.

3. Воспитание в семье.

4. Правильно организованная познавательная деятельность.

5. Отношение к учебе.

6. Интерес к учебному предмету.

7. Личность учителя.

8.Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 4

Ученик  проявляет склонность к рисованию, лепке, конструированию. Он хорошо фантазирует, создает необычные конструкции. Учитель предложила родителям отдать его в художественную школу. Однако родители желали видеть своего ребенка в спортивной секции. В школе мальчик имеет мало друзей. Довольно часто возникают конфликтные ситуации со сверстниками, если они мешают ему заниматься любимым делом. Если же кто-то изъявляет желание поиграть вместе, то мальчик не пускает. Как можно решить такого рода социально-педагогическую ситуацию?

1. Нужно постараться повысить его самооценку, предлагая участвовать в разных конкурсах, выставлять его работы на всеобщее обозрение, чтобы родители и дети смогли оценить его успех.

2. Провести работу  с родителями и  помочь им понять и увидеть увлечения ребенка.

3. Предложить  родителям учесть мнение мальчика, выбирая для него соответствующий кружок, чтобы он был им действительно увлечен.

4. Спортом же можно заняться всей семьей в свободное время.

5. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 5

 

Педагог обращается к ученику, который крутит в руках телефон: «Убери, пожалуйста, телефон или выключи его!» Ученик: «Я не могу. Я вообще никогда с ним не расстаюсь и не выключаю, я и сплю с ним…». Что необходимо сделать в данной ситуации?

1. Вызвать завуча по воспитательной работе.

2. Запретить брать телефон собой в школу.

3. Попытаться обратить внимание ребёнка, заинтересовать его уроком.

4. Оставить ребёнка после урока и поговорить лично.

5. Нужно отнять телефон и сказать, что отдадите  только родителям.

6. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 6

 

К классному руководителю пришла мама Даурена и пожаловалась, что сын начал применять нецензурные слова и попросила пересадить сына за другую парту. Как быть в этой ситуации? Ваши действия:

1.Вы поговорите с Учеником и попытаетесь выяснить причину.

2.Пересадите ученика за другую парту.

3.Вы поговорите с родителями ученика и предложите другой вариант решения ситуации.

4. Выяснить с кем общается ребенок за пределами школы.

5. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 7

 

Алена часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: «Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице. Как быть в этой ситуации? Ваши действия:

1. Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы  помочь своим подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы.

2. Провести беседу с ребенком, направленную на  анализ отрицательных сторон поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль.

3. Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия. Так будет справедливо.

4. Организовать кастинг на главную роль лисы, выбрать независимое жюри.

5. Обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.

6.  Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 8

После сделанного классным руководителем замечания подросток вышел из класса, демонстративно хлопнув дверью. Как вести себя классному руководителю в данной ситуации?

1. Промолчать, но при случае напомнить мальчику о его неучтивости и Вашей возможности «вернуть долг».

2. Немедленно вернуть и отчитать мальчика, заставив закрыть дверь за собой тихо.

3. На следующий день спокойно побеседовать с мальчиком, «пристыдив» его исключительно примером собственной выдержки и достоинства.

4. Сделать вид, что ничего особенного не произошло.

5. Подождать родительского собрания, чтобы высказать родителям претензии по поводу воспитания сына.

6. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 9

 

«Представьте себе, что Вы - классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие. На следующий день Вы приходите в класс и спрашиваете, кто был инициатором идеи, в ответ – молчание». Каковы Ваши действия?

1.Будете возмущаться и пойдете к завучу.

2. Пригласите родителей.

3. Пристыдите и призовете впредь этого не делать.

4. Попытаетесь выяснить, почему учащиеся поступили таким образом.

5. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 10

 

Пятиклассник Миша плохо запоминает стихотворения и рассказы. У доски обычно произносит две-три первые фразы и умолкал или начинал говорить совсем не то. Вы знаете, что Миша очень самолюбив. Как Вы поступите:

1. Скажу, что в школе, как на работе, надо выполнять то, что необходимо.

2. Успокою, дам возможность выступить.

3. Оставлю после уроков, дам возможность получить положительную  оценку.

4. Выслушав выступление Миши, похвалю, но скажу, что он может еще лучше, на следующий урок дам возможность выступить.

5. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 11

 

Представьте, что вы  - учитель. Ученик Вашего класса стал победителем чемпионата Казахстана по боксу и пришел в спортивной форме сборной Казахстана и с медалью на груди, хотя в школе есть правила о дресс-коде для учащихся, который исключает посещение уроков (кроме физкультуры) в спортивной одежде. Как вы поступите?

1. Отправлю ученика домой переодеваться, так как он нарушает правила школы.

2. Разрешу ему один день находиться в школе в такой одежде, но предупрежу, что бы больше так не делал.

3. Отведу этого ученика к директору и проконсультируюсь о том, как быть в такой ситуации.

4. Попрошу коллег и администрации, что бы для спортсмена сделали исключение и разрешили ходить в такой одежде, ведь он таким образом пропагандирует спорт и патриотизм, а так же является гордостью нашей школы.

5. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 12

Вы - педагог. В Вашем классе в течение года проводилось соревнование среди учащихся (не принципиально в чём именно соревновались ученики) на выявление лучшего в разного рода ученической деятельности. Наградой победителю должна была стать хрустальная статуэтка, которая была куплена на общие деньги. Статуэтка стояла за стеклом в учительском шкафу, так что всем её было видно. В конце учебного года, незадолго до подведения итогов соревнования, во время влажной уборки класса, двое дежурных ребят случайно столкнулись, и один из них, потеряв равновесие, сильно ударился спиной о стенку учительского шкафа, от чего статуэтка упала и разбилась. Как Вы поступите?

1. Попрошу всех детей снова собрать деньги и купить новый приз.

2. Сам куплю новый приз.

3. Заставлю виновных в происшествии ребят покупать новый приз.

4. Оставлю победителя без приза, ведь главное не приз, а осознание того, что ты победил.

5. Проведу среди учеников закрытое голосование о том, как решить проблему и поступлю так, как решит большинство.

6. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 13

 

Вы – классный руководитель. Один из Ваших учеников теряет интерес к учёбе. В дневнике одни «двойки», справиться с собой мальчику трудно. Кругом всё плохо: учителя стыдят, оставляют после уроков, дома он заврался, мать болезненная женщина в полной растерянности, сыну не верит. Ваши действия:

1. Попрошу ребят, успевающих в учёбе, взять над ним шефство.

2. Ничего не буду делать: «Мало ли двоечников по школе?!»

3. Попрошу на педсовете оставить его на второй год обучения.

4. Поговорю с учеником: - «Что же мы будем делать? Нам с тобой надо очень постараться поправить положение дел. Матери очень плохо. Мы должны ей доказать, что можем исправиться. Впереди у тебя две недели. Надо исправить «двойки» по 4 предметам. 12 декабря мы вызываем ее с тобой в школу и доказываем, что исправляемся и становимся лучше».

5. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

 

Педагогическая ситуация № 14

Ученик после занятия подходит к учителю и говорит, что его не устраивает его метод преподавания, и он требует смены преподавателя. Как следует на это отреагировать учителю?

1. Согласиться с учеником и пересмотреть свою подачу материала.

2. Сказать, что его мнение здесь никого не волнует.

3. Обсудить с ним, что конкретно его не устраивает.

4. Вызвать родителей в школу.

5. Уволиться.

6.Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 15

 

Света долго и упорно готовилась к уроку истории. Она выучила все, что задал учитель, продумала, как будет отвечать завтра на уроке, выстроила свой ответ. Но на следующий день, когда учитель спросил, вдруг растерялась и не смогла рассказать все так, как хотела. Учитель недовольно покачал головой и поставил ей тройку. После урока все вышли из класса, она сидела за партой, опустив голову. Слезы наворачивались на глаза. К ней подошла подруга и сказала:

1. «Ну что ты расстраиваешься. Сама виновата. Надо было собраться и спокойно все ответить. Я бы на твоем месте сказала, что учила и попросила спросить меня снова».

2. «Ну что ты плачешь. Подумаешь, тройку получила. Не обращай внимания. Стоит из-за этого расстраиваться»:

3. «Тебе, наверное, так плохо, ведь ты все приготовила и старалась. Я так понимаю тебя».

4. «Ты ведь все выучила, я знаю. Наверное, ты в этот момент просто растерялась и все забыла».

5. Присела бы рядом, обняла ее и выслушала все, что Света ей скажет.

6. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 16

 

Вы проводите занятие в форме семинара. Учащиеся высказывают противоречащие друг другу мнения. В результате класс разбивается на две подгруппы, одна из которых отстаивает явно ошибочную точку зрения. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

1. Постараюсь найти компромисс между мнениями.

2. Направлю детей таким образом, чтобы они нашли свои ошибки самостоятельно.

3. В категоричной форме укажу на ошибки подгруппы.

4. Внимательно выслушаю мнение детей и постараюсь доказать свою точку зрения.

5. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 17

 

К Вам  пришли родители учеников из 10 класса, которые недовольны выставленной Вами оценкой за полугодие. Они считают эту оценку несправедливой, обвиняют Вас в необъективности. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

1. Приглашу родителей поприсутствовать на занятии.

2. Привлеку учителей-предметников для беседы с родителями.

3. Объясню критерии оценивания учебных достижений учащихся.

4.  Негативно отреагирую, объяснив что оценка деятельности учителя не в их компетенции.

5. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 18

 

Вы замечаете, что на перемене к учителю достаточно регулярно подходит один из учеников и «ябедничает» на своих одноклассников. Он рассказывает, кто у кого списывал, кто не делал домашнее задание, кто кого и как обзывает. Как Вы отреагируете (как поступите, что сделаете, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

1.Объясню, что так поступать нехорошо.

2. Расскажу одноклассникам о том, что услышал.

3. Расскажу классному руководителю о поведении данного ученика.

4. Предложу провести воспитательный час тему нравственных ценностей человека

5. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 19

 

Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал Вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» Что должен на это ответить учитель?

1. «У Вас, как мне кажется, комплекс неполноценности».

2. «У Вас нет никаких оснований для беспокойства».

3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».

4. «Я не готов (-а) сейчас дать Вамточный ответ, мне надо подумать».

5. «Не волнуйся, и у меня в свое время многое не получалось».

6. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 20

 

В ответ на  замечание учителя, относительно его успеваемости учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно много работать: «Меня считают достаточно способным человеком».  Что должен ответить ему на это учитель?

1. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».

2. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».

3. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».

4. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».

5. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 21

 

 Идет обсуждение рассказа, который вы только что прочитали все вместе. Большинство одноклассников придерживается сходной точки зрения. И только Айдар, как всегда, не согласен. Он отчаянно доказывает свое мнение. После того как он высказывается, педагог обращается к Вам. Вы согласны с Айдаром, но знаете, что класс попросту поднимет Вас на смех. Как вы поступите?

1. Ни в коем случае не скажете то, что думаете.

2. Вы не будете лгать, но постараетесь найти уклончивый ответ.

3. Вы четко высказываете свою позицию, несмотря на то, что она совпадает с позицией Айдара.

4.Откажусь отвечать на заданный вопрос.

5. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 22

 

Ученик, поделившись с учителем своими сомнениями по поводу возможности глубокого усвоения предмета, говорит: «Я сказал Вам о том, что меня беспокоит. Теперь Вы скажите, в чем причина этого и как мне действовать дальше?» Что должен ответить учитель?

1. «Мне кажется,  Вы излишне комплексуете»;

2. «У Вас нет никаких оснований для беспокойства»;

3. «Прежде чем выразить обоснованное мнение, мне необходимо разобраться в сути проблемы»;

4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к этому вопросу через некоторое время. Я думаю, что нам удастся его решить»;

5. «Я не готов сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать»

6. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 23

 

Старшеклассники, недовольные  качеством преподавания, откровенно говорят об этом на уроках. Вымотанная претензиями молодая учительница не находит выхода из данной ситуации. Какой должна быть реакция учителя?

1. «Хорошо, следующий урок вы проведёте сами».

2. «Выберите себе «учителя», тогда посмотрим, что у  Вас получится».

3. «Вам  просто не хочется учиться».

4.  «Давайте совместно искать выход из сложившейся ситуации»

5. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 24

 

Ученик, чтобы оправдать неуспеваемость по предмету,  заявляет учителю: «Вы не умеете  объяснять урок, мне ничего не понятно, поэтому у меня недостаточно прочные знания и плохие оценки». Каким должен быть ответ учителя? 

1. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»

2. «Тебе просто не хочется учиться».

3. «Ты, наверное, не внимателен на уроке».

4. «Я надеюсь, что в дальнейшем,  твое мнение изменится к лучшему».

5. «Я могу предложить тебе дополнительные уроки».

6. Предложите свой вариант.

Обоснуйте выбранный вариант ответа.

 

Педагогическая ситуация № 25

 

Работая с первым классом, учительница заметила, что у ребят пропадает то одна, то другая вещь. Это вызвало тревогу в классе, зазвучали жалобы, стала развиваться атмосфера подозрительности и недоверия. Учительнице необходимо было пресечь пропажи и найти того, кто присваивает чужое. Что Вы сделаете на месте учителя?

 

 

Педагогическая ситуация № 26

 

Ученики регулярно опаздывают на Ваше занятие, тем самым нарушая его ход, мешая другим учащимся, создавая нерабочую обстановку в ученическом коллективе. Каковы Ваши действия в данной ситуации? Как, на Ваш взгляд, можно решить проблему с опозданиями учащихся?

 

Педагогическая ситуация № 27

 

Десятилетний Ваня считался в школе «трудным» ребенком. Перед праздником Наурыз классный руководитель попросила его вместе со своими  друзьями посадить на территории школы деревья. Ваня со своими друзьями ответственно выполнил это общественное поручение. На школьном собрании классный руководитель объявила благодарность им от лица всей школы.

С этого дня в жизни ребенка начались перемены. В чем причина результативности педагогического воздействия классного руководителя на подростка?

 

Педагогическая ситуация № 28

 

В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими детьми. Дашина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».  А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя...» Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьётся лучшего результата в воспитании? Какая из мам поступает правильно и почему?

 

Педагогическая ситуация № 29

 

В какой последовательности Вы распределите эти профессии: Врач, Геолог, Строитель, Учитель, Каменщик, Шахтер, Эколог, Летчик, Военный, Экономист, Программист, Бухгалтер, Педагог, Художник, Машинист, Режиссер, Тракторист, Лесник, Повар, Дизайнер.

Почему в такой последовательности Вы ранжировали эти профессии?

 

Педагогическая ситуация № 30

 

В детский сад пришла новая воспитательница, и теперь один из родителей постоянно конфликтует с ней. Его ребенок очень активный и, не зная куда деть свою энергию, начинает приставать к детям. В итоге получаются конфликтные ситуации между детьми. Подскажите, должен ли воспитатель занимать активных детей делом? Предотвращать конфликты? И говорить такие фразы как: «Ваш ребенок не может сидеть как все нормальные дети, на месте?». Как бы Вы поступили в данной ситуации?